Учебный бронеавтомобиль-мишень MOWAG Panzerattrappe (Швейцария)

Учебный бронеавтомобиль-мишень MOWAG Panzerattrappe (Швейцария)
MOWAG Panzertrappe раннего выпуска. Фото Shusharmor.livejournal.com
В каталоге продукции швейцарской компании MOWAG в разное время присутствовали различные образцы бронетехники всех основных классов. Среди них особый интерес представляет специализированный учебный бронеавтомобиль Panzerattrappe. С его помощью можно было осуществлять подготовку экипажей, а также обучать пехоту борьбе с бронетехникой.

Из боевых в учебные

В начале пятидесятых годов, учитывая требования международного рынка, компания MOWAG занималась разработкой новых образцов легкой колесной бронетехники. Заказчикам планировали предложить целую линейку машин с разными характеристиками и возможностями.

Вместе с другими машинами создавался броневик на перспективном полноприводном двухосном шасси T1 4×4. Однако судьба такой машины определилась достаточно быстро. Потенциальный заказчик в лице швейцарской армии заинтересовался вспомогательной техникой на предложенном шасси, но проект бронеавтомобиля его не устроил. Будущее этой машины оказалось под вопросом.

Учебный бронеавтомобиль-мишень MOWAG Panzerattrappe (Швейцария)
Та же машина, вид с другого ракурса. Фото Shusharmor.livejournal.com
К счастью, компания MOWAG нашла выход, и проект не пропал впустую. Имеющийся броневик существенно перестроили и изменили его предназначение. Теперь его предлагалось использовать не в бою, а при подготовке экипажей и в обучении пехоты. В такой роли бронемашина заинтересовала армию и попала на службу.

Оригинальная концепция

Изначально броневик от MOWAG рассматривался в качестве разведывательной машины с пулеметным или пушечным вооружением, отличающейся высокой маневренностью и достаточным уровнем защиты. Часть подобных особенностей могла пригодиться не только в бою, но и при подготовке личного состава.

По задумке MOWAG, учебный броневик под названием Panzerattrappe должен был сохранить имеющуюся противопульную защиту. Ее следовало дополнить некоторыми новыми элементами разного рода, тогда как вооружение более не требовалось.

Учебный бронеавтомобиль-мишень MOWAG Panzerattrappe (Швейцария)
Один из сохранившихся образцов. Можно рассмотреть интерьер. Фото Wikimedia Commons
Готовый броневик годился для первоначальной подготовки механиков-водителей, стрелков и командиров бронетехники. Также он мог выполнять функции самоходной движущейся мишени. В таком случае на броневике могли бы тренироваться пехотинцы, вооруженные стрелковым оружием и легкими противотанковыми системами – естественно, с учебными боеприпасами.

Технические особенности

Боевой, а затем учебный броневик Panzerattrappe построили на шасси MOWAG T1 4×4. Это было универсальное шасси, пригодное для монтажа необходимых агрегатов разного назначения. Так, швейцарская армия закупала семь разных машин на основе T1. Одной из них был учебный бронеавтомобиль.

Шасси комплектовалось бензиновым двигателем Dodge T137 мощностью 103 л.с. и механической трансмиссией, обеспечивающей полный привод. Имелись четыре передачи переднего хода и одна заднего. На шасси монтировались необходимые кабины / фургоны и специальное оборудование.

Учебный бронеавтомобиль-мишень MOWAG Panzerattrappe (Швейцария)
Броневик-мишень в музее г. Оверлоон. Фото Wikimedia Commons
В проекте MOWAG Panzerattrappe шасси T1 комплектовалось сварным бронекорпусом, основанным на имеющихся наработках. Корпус изготавливался из броневых листов толщиной 10 мм и должен был обеспечивать защиту от небронебойных пуль и легких осколков. Параметры защиты определялись с учетом характеристик имеющегося пехотного вооружения.

Любопытно, что при разработке корпуса особое внимание уделялось защите бортовой проекции – именно по ней должны были стрелять пехотинцы. Однако и прочие участки корпуса имели соответствующую защиту.

Корпус разделялся на передний обитаемый отсек, отличающийся большей высотой, и кормовое моторное отделение. Лобовой лист корпуса имел проем под лобовое стекло. Для дополнительной защиты стекло прикрывалось жалюзи. По мере развития проекта и производства форма и размеры остекления и жалюзи изменялись. Обзор в стороны и назад обеспечивался смотровыми щелями. Сверху на обитаемом отсеке находилась башня с имитатором пушки.

Учебный бронеавтомобиль-мишень MOWAG Panzerattrappe (Швейцария)
Он же, вид на корму. Фото Wikimedia Commons
Ходовая часть тоже получила защиту. Задние колеса прикрывались броневыми крышками. На передних устанавливались собственные щитки, перекрывавшие большую часть их боковой проекции. Рама и основные агрегаты закрывались нижними участками брони корпуса.

Броневик MOWAG Panzerattrappe не имел собственного вооружения. Штатный экипаж включал трех человек, один из которых исполнял обязанности инструктора. При выполнении отдельных работ в машине могли разместиться шесть человек. Для большей безопасности экипажа корпус не имел бортовых люков, а доступ в машину обеспечивался крупным люком в крыше башни.

Panzerattrappe имел длину 4 м при ширине 2,06 м и высоте 1,95 м. Снаряженная масса – 4,6 т при нагрузке до 650 кг. Максимальная масса – 5,25 т. На шоссе броневик разгонялся до 55-57 км/ч. Топливный бак на 100 л позволял без каких-либо проблем работать в пределах полигона.

Служба и учеба

В 1953 г. швейцарская армия заказала компании MOWAG серийное производство новой техники на базе колесного шасси T1 4×4. Контракт предусматривал поставку машин семи разных типов на унифицированной базе. Армия желала получить грузовые автомобили, санитарные машины, учебные броневики и т.д.

Учебный бронеавтомобиль-мишень MOWAG Panzerattrappe (Швейцария)
Броневик из собрания Militärmuseum Wildegg, Швейцария. Фото Militaerfahrzeuge.ch
Первые бронеавтомобили MOWAG Panzerattrappe были построены уже в 1953 г. и вскоре начали службу на полигонах. Достаточно быстро они заслужили репутацию удачных машин для решения всех основных задач по обучению личного состава. Броневики одинаково удачно справлялись как с подготовкой водителей, так и с работой в качестве мишеней.

Производство Panzerattrappe продолжалось в течение нескольких лет, и за это время MOWAG построила 240 единиц техники. Их распределяли между разными частями и полигонами. Ввиду особой роли такие броневики эксплуатировались весьма активно, и потому их регулярно приходилось ремонтировать или даже списывать и заменять новыми. В шестидесятых годах группировку самоходных мишеней «усилили» новыми машинами Zielfahrzeug 68 на базе танка. В течение долгого времени броневики и танки работали вместе.

Эксплуатация MOWAG Panzerattrappe продолжалась до 1987 г. К этому времени на вооружение поступили новые образцы бронетехники, и существующий учебный броневик уже не в полной мере соответствовал требованиям по обучению водителей. Также появились новые образцы пехотного вооружения, которые нельзя было применять по учебным броневикам.

Учебный бронеавтомобиль-мишень MOWAG Panzerattrappe (Швейцария)
Вид на корму. Фото Militaerfahrzeuge.ch
Морально и физически устаревшие бронеавтомобили списали. Большая их часть отправилась на разборку, но несколько машин сохранилось. В музеях и частных коллекциях Швейцарии и других стран имеется около десятка Panzerattrappe в разном состоянии. Одни машины до сих пор на ходу, тогда как другие требуют восстановления.

Новые времена

После отказа от устаревших MOWAG Panzerattrappe швейцарская армия не стала заказывать новые подобные образцы. Теперь в качестве «тактических объектов» для полигонов используются только списанные бронемашины или специальные мишени из состава учебных комплексов. От идеи специализированной управляемой бронемашины отказались.

Тем не менее, оригинальный проект компании MOWAG представляет большой интерес. Не самый удачный броневик, от которого отказалась армия, удалось превратить в особый образец с требуемыми характеристиками. Более того, учебная машина в течение многих лет успешно справлялась со своими задачами и буквально «пережила» на службе несколько боевых образцов своей эпохи.

Впрочем, моральное и физическое устаревание привело к известным результатам. Имеющиеся MOWAG Panzerattrappe списали, не став искать замену.

Источник: topwar.ru