Су-25: из прошлого в будущее

Су-25: из прошлого в будущее
В марте 1981 г. на вооружение военно-воздушных сил СССР был принят новейший самолет-штурмовик Су-25, также известный под прозвищем «Грач». К этому времени опытные машины успели показать весь свой потенциал как на полигонах, так и в условиях реального вооруженного конфликта. Несмотря на солидный возраст, «Грачи» остаются в составе воздушно-космических сил России и проходят модернизацию. Благодаря этому ВКС могут сохранять необходимые ударные возможности, а Су-25 получает возможность послужить еще несколько десятилетий.

Советское прошлое

Серийный выпуск штурмовиков Су-25 начали осваивать еще в конце семидесятых годов, а в начале восьмидесятых заказчику передали первые образцы. Уже в 1980 г. ВВС получили первые 10 машин, а в 1981-м – еще 13. Впрочем, темпы выпуска не устраивали заказчика, и он требовал больше новой техники.

29 февраля 1980 г. появился приказ о формировании первой части, оснащаемой самолетами Су-25. Ею стал 80-й отдельный штурмовой авиаполк (80-й ошап) в составе Закавказского военного округа. Место базирования – аэродром Ситал-Чай вблизи г. Сумгаит. По ряду причин, новую технику часть получила только через год после своего формирования.

В 1983-м в Одесском военном округе появилась вторая часть на Су-25. 90-й истребительный полк (аэродром Червоноглинское) переформировали в 90-й ошап. В течение некоторого времени полк эксплуатировал старые Су-15 и новые Су-25. В следующем году в Белорусском военном округе началось формирование 357-го ошап (Пружаны-Западные). Осенью 1985 г. полк перевели в ГДР, он стал первой частью на Су-25 в составе ГСВГ.

Су-25: из прошлого в будущее
Процесс формирования новых штурмовых полков продолжался до второй половины восьмидесятых. Сначала появились части в составе ВВС, затем «Грачей» получила морская авиация. Первыми новую технику освоили летчики Черноморского флота, а после них аналогичные части появились у Северного и Тихоокеанского.

В период с 1981 по 1991 г. новые штурмовики пополнили парк техники 23 частей, организации и подразделений, в т.ч. 15 строевых ошап. 13 полков числились в составе ВВС, еще три – в морской авиации. Основная масса полков была дислоцирована в западных регионах страны. В ГСВГ служили три полка. Восточные рубежи прикрывал только 187-й ошап.

Кроме того, «Грачи» имелись у ГНИКИ ВВС, инструкторских и инструкторско-исследовательских полков и эскадрилий ВВС и ВМС. В составе 40-й армии, работавшей в Афганистане, с 1981 г. существовала 200-я отдельная штурмовая эскадрилья. Впоследствии присутствие штурмовиков увеличили, сформировав 378-й ошап – он заменил 200-ю эскадрилью.

Российское настоящее

Распад СССР ударил по всей армии, в т.ч. и по штурмовикам Су-25. Несколько штурмовых авиаполков осталось на территории независимых государств; части из состава ГСВГ убыли в Россию. Существенная часть созданного парка «Грачей» досталась ВВС новых стран, но российская армия осталась крупнейшим эксплуатантом такой техники. Впрочем, полноценная эксплуатация самолетов не представлялась возможной по экономическим причинам.

Су-25: из прошлого в будущее
На фоне этих событий штурмовикам опять пришлось принимать участие в вооруженных конфликтах. Су-25 использовались во время двух войн в Чечне и при принуждении Грузии к миру. В этих операциях потеряли 13 самолетов, и еще 4 пришлось списать из-за повреждений.

Несмотря на все проблемы девяностых годов, ВВС смогли сохранить имеющуюся технику и личный состав. Морская авиация, в свою очередь, отказалась от Су-25 и передала технику военно-воздушным силам. Впоследствии были начаты структурные преобразования, по результатам которых оформился современный облик штурмовой авиации ВКС России. Параллельно осуществлялись работы по поддержанию состояния и модернизации наличной техники.

По известным данным, сейчас в наших ВКС имеется порядка 190-200 самолетов Су-25 нескольких основных модификаций, в т.ч. самых новых. В составе четырех военных округов имеется 5 штурмовых полков и 3 эскадрильи на «Грачах».

В отличие от советского периода, части равномерно распределены по всем основным направлениям – от Крыма до Дальнего Востока, от Североморска до Буденновска. Почти все они базируются на территории России, исключение составляет только эскадрилья штурмовиков на базе Кант в Киргизии.

Из настоящего в будущее

Начиная с девяностых годов, фирма «Сухой» выполнила несколько проектов модернизации Су-25 с различными нововведениями, обеспечивающими рост тех или иных характеристик. Некоторые из них поступили на вооружение и дошли до серийного выпуска. К настоящему времени за счет этого удалось провести самое серьезное обновление парка техники.

Су-25: из прошлого в будущее
По открытым данным, к настоящему времени в российских ВКС осталось менее 40 самолетов Су-25 базовой модификации. Также имеется менее 20 учебно-тренировочных Су-25УБ и Су-25УТГ. Количество техники устаревших типов удалось резко сократить за счет проведения ремонтов и модернизаций по современным проектам. В течение нескольких последних лет осуществляется перестройка «Грачей» по проектам Су-25СМ и Су-25СМ3. Общая численность таких самолетов приближается в 140-150 единицам. При этом количество техники версии «СМ3» пока не превышает 20-25 единиц.

Оба проекта с литерами «СМ» предусматривают существенную перестройку бортового комплекса радиоэлектронного оборудования с получением принципиально новых функций и возможностей. Устанавливается новая прицельно-навигационная аппаратура: в частности, внедряется современная спутниковая навигация, а старый прицел заменяется полноценным индикатором на лобовом стекле. Главным нововведением проекта «СМ3» является подсистема управления вооружением СВП-24-25 «Гефест». С ее помощью штурмовик может применять неуправляемое оружие с повышенной точностью.

Процесс восстановления и обновления техники продолжается и дает желаемые результаты. Проведенная модернизация уже неоднократно подтвердила свой потенциал, в т.ч. в условиях реального конфликта. С 2015 г. «Грачи» всех основных модификаций регулярно участвуют в боевой работе в Сирии. Их силами уничтожены большие количества живой силы и объектов противника. Потерян только один самолет; летчик катапультировался, но погиб в бою с противником на земле.

Ожидаемое будущее

Рассматривая события последних лет и наблюдаемые тенденции, можно представить, какое будущее ожидает российскую штурмовую авиацию. Очевидно, что в обозримом будущем Су-25 сохранит за собой свою нынешнюю роль. Замена для «Грачей» пока отсутствует и, возможно, даже не планируется.

Су-25: из прошлого в будущее
Общее количество техники и частей, использующих ее, должно оставаться прежним. Возобновление производства не планируется – ремонтировать, обновлять и возвращать в строй будут только имеющиеся самолеты. При этом речь идет как о восстановлении технической готовности и продлении ресурса, так и о получении новых боевых возможностей. Впрочем, есть риск постепенного сокращения количества техники. К сожалению, процесс учебы и боевая работа связаны с известными рисками и нельзя исключать возможные потери.

Таким образом, ситуация в сфере штурмовой авиации в наших ВКС располагает к оптимизму. Имеются достаточные количества специализированных самолетов; своевременно осуществляется их обслуживание и ведется полномасштабная модернизация. Все это позволяет сохранять Су-25 на службе и получать все связанные с этим преимущества. Подходит к концу четвертое десятилетие службы «Грачей», и оно явно не будет последним.

Источник: topwar.ru