Откуда берутся таинственные сигналы из космоса и почему внеземных цивилизаций не существует

В начале 2020 года в репозитории arXiv.org появилась статья о первом в истории радиоастрономии обнаружении повторяющегося быстрого радиовсплеска с периодом активности 16 дней. FRB 180916.J0158+65 испускает мощные пучки радиоволн с завидной регулярностью, что породило слухи об искусственном происхождении источника.

В репозитории arXiv.org появился препринт статьи о первом в истории обнаружении повторяющегося быстрого радиовсплеска с устойчивым периодом активности 16 дней. FRB 180916.J0158+65 испускает мощные пучки радиоволн с завидной регулярностью, что породило слухи об искусственном происхождении источника. «Лента.ру» рассказывает, действительно ли стоит предполагать, что таинственные сигналы из космоса посылаются инопланетными цивилизациями.

Быстрые радиовсплески — сами по себе загадочные явления. Ученые не знают точно, что является их причиной, хотя существуют правдоподобные (и не очень) объяснения этого феномена. Одна из экзотических гипотез, от которой не спешат отказываться даже некоторые серьезные исследователи, состоит в том, что FRB (особенно те, что повторяются) — признаки астроинженерной деятельности технологически развитых цивилизаций, расположенных в других галактиках. Однако большая часть астрофизиков склоняется к версии о естественном происхождении быстрых радиовсплесков.

Проблема в том, что быстрый радиовсплеск порождается явлением, в результате которого одномоментно выделяется колоссальное количество энергии. Причиной одиночных вспышек часто называют слияние нейтронных звезд, взрывы гигантских звезд или активные черные дыры. С повторяющимися радиовсплесками дело обстоит сложнее, поскольку гигантские космические катаклизмы редко могут повторяться в одном и том же месте через относительно короткие промежутки времени. В недавних исследованиях предполагается, что одним из возможных источников таких сигналов являются плерионы — нейтронные звезды-пульсары, окруженные туманностью. Звездный ветер пульсаров взаимодействует с межзвездной средой и порождает мощное радиоизлучение. Еще одним «виновником» могут быть магнитары — нейтронные звезды с чудовищно сильным магнитным полем.